News Item: «Таких бесконечных цветов со мной ещё не было…»
(Category: Наше творчество)
Posted by admin
Friday 19 October 2012 - 23:12:52
«Это ж, Господи, зрячему видно,
А для нас повтори:
Бог есть Свет, и в Нём нет никакой тьмы».
Настройтесь на мелодию вашей души, и тогда вы поймёте, о чём я буду говорить. Она, эта мелодия, у каждого своя.
Бог – Творец. Человек – высшее Божие творение, образ Божий. В нас заложена способность к творчеству. Значит, человек – тоже творец. Всё, что вложено в душу человеческую дыханием Бога, всё жаждет общения с Ним, и может быть использовано душой в выражении своей любви к Нему. Нам дан ум, ум рационален, логичен, но им невозможно осмыслить и в полноте познать Бога. Нам дано слово, но и словом невозможно описать Его, выразить Его сущность. Нам даны эмоции, но и их мало. И, наконец, у нас есть способность к творчеству, дар, который может быть воплощён в жизнь всем тем, о чём говорилось выше. Плод творческого потенциала человека – искусство. Всё, к чему прикасается творческая рука человеческой личности – всё искусство. И без него жизни не представляется, без него душа «мертва». Благодаря этому дару творчества мы можем общаться с Богом на одном языке. А форм этого общения, конечно, безграничное множество, только нужно найти свою. И мне кажется, что нет понятия творческой и нетворческой личности, потому что мы все являемся таковыми, творческими личностями, нам подарена эта способность творить, её нужно только раскрыть в себе, расчистить ей дорогу путём познания самого себя.
Человек мыслит образами и символами. Когда мы слышим что-то, когда нам о чём-то рассказывают, перед нами предстаёт какая-то картина, какой-то образ, который мы рисуем себе сами. И что самое интересное, каждый человек, услышав одно и то же вместе с другими людьми, рисует мысленно свою картину, и у всех она разная. И это тоже творческий процесс. Но порой человек, сам того не осознавая, рождает в себе стереотипное мышление, а случается это потому, что он закапывает свой талант, он не даёт ему развития. Творческий подход ко всему в жизни не прост, а проще принять чьи-то мысли за свои, не прожив их, не вложив их в свою душу. А это станет возможным только тогда, когда человек на собственном опыте прочувствует всё то, что он услышал, узнал, даже понял умом, и только тогда мнение, которое до сих пор было чужим, становится его личным.
«Мы проводим полжизни в кино,
Где нам доказали, что мы лишились любови.
Мы выходим наружу и видим,
Что эта любовь никогда не имела конца».
Как говорится, сколько людей, столько и мнений. Тогда где же истина? А истина у Бога, и даже не у Бога, а Сам Бог является истиной, к которой так стремится человек. Мы можем приблизиться к ней, освобождая своё мышление от стереотипов и предрассудков, и без творческого подхода здесь не обойтись.
Искусство – способ общения с Богом, способ нашей молитвы к Нему, способ выражения нашего образного мышления. Можно нарисовать свою картину мира в красках, можно выразить её в словах, можно облечь её звуками, можно пустить её в движение. И это только самая малая часть человеческих возможностей.
Но мне хочется поговорить именно о той форме выражения, которая близка мне, которая является в моём личном опыте. Это музыка.
Музыка. Можно пытаться подобрать слова, чтобы дать ей какое-то имя. Но слова здесь не нужны. Это состояние человека, когда душа льётся через край, наполняя окружающий мир своей любовью, воплощённой в звуке.
«Встань у реки, смотри, как течёт река,
Её не поймать ни в сеть, ни рукой,
Она безымянна, ведь имя есть лишь у её берегов
Забудь своё имя и стань рекой».
Музыка многогранна в проявлении своего характера. Она течёт, как река, живая, полноводная, она летит водопадом со скалы, разбиваясь в брызги о камни, она журчит, как маленький ручеёк, созерцая тишину пробуждающейся природы. Музыка – своеобразная форма жизни. Если вытащить из неё эту жизнь, вытащить из неё душу, вложенную человеком- творцом, то останется сухая форма, состоящая из разнообразных сочетаний безжизненных звуков.
Поддаться этому течению, найти свою волну и плыть, самому став рекой жизни!
Поливая почву нашего сердца из живоносного источника музыки, мы питаем её, готовим её к тому семени, что, попав к нам в сердце, будет способно произрасти плодами любви и свободы.
«Я просто пытался растить свой сад
И не портить прекрасный вид,
И начальник заставы поймёт меня,
И беспечный рыбак простит».
Хорошая музыка есть слияние в единое целое всех её граней, восприятие человеком не отдельно слов, не отдельно ритма, не отдельно мелодии, не отдельно эмоциональной составляющей, а в полноте, в представлении единой картины, полной красок и образов. Когда все эти составляющие находятся в гармонии друг с другом и дополняют друг друга, тогда становится ясным то, что хотел сказать по отдельности автор слов, композитор, исполнитель. Их общее творение выливается в мир единой волной, а если и слушатель попадает на эту же волну, тогда это просто праздник души, это и есть целостность творения. И мне кажется, это хороший образ, иллюстрирующий целостность человеческой личности, когда дух, душа и тело находятся в гармонии и не мыслят своего существования без Бога и ближнего своего.
«На поиски драгоценной жемчужины может уйти целая вечность. Повезло тому, кто встретил проводника, который знает, где лежат сокровища».
Кто же он, этот проводник? Нужно задать сначала себе вопрос: куда я хочу и какие сокровища ищу? Тогда и проводник найдётся.
Да, музыка - это как откровение…
Таким невероятным откровением для меня стало творчество одних прекрасных музыкантов. Борис Гребенщиков и группа «Аквариум». В принципе, этим всё сказано, потому что остальное надо слушать, но мне хочется поделиться своей радостью.
«Научи меня петь
Вопреки всей надежде.
Оторваться и прочь
Сквозь завесы земли.
Ярче тысячи солнц
Пусть горит всё, что прежде.
Я ещё попою, а девушки танцуют одни».
Погрузившись в эту бурную реку, попав на одну волну с музыкантами, ты вдруг понимаешь, что эта музыка уже не просто развлечение, уже не просто способ поднятия настроения, это полноценная жизнь, которую ты снова и снова проживаешь вместе с музыкантами, каждый раз слушая их песни. И, конечно, самый лучший способ ощутить живое общение с музыкантами – прийти на их концерт, послушать вживую ту музыку, которая являет себя в сочетании большого количества инструментов, что окрашивают музыку в разнообразие многочисленных оттенков, где каждый звук, даже звук маленького колокольчика, играет большую роль.
Группа «Аквариум» в этом году отмечает свой сороковой День Рождения. И, чтобы поделиться своей радостью, они отправляются в праздничное турне под названием «4000 лет». В один прекрасный день они достигают и нашего города. И мы идём налаживать с ними живое общение. Мне кажется, очень важно видеть личное отношение, личное переживание исполняемого музыкантами, важен живой разговор исполнителя и слушателя. Для музыканта – рассказать, поделиться, для слушателя – услышать, воспринять и ответить. И при том для последнего не обязательно что-то говорить, музыкант почувствует его ответ, почувствует отдачу человека.
«- Борис Борисович, музыка, как известно, это некий способ общения между людьми, способ передать мысли или нечто невыразимое простыми словами. Если говорить о музыке, как о способе общения, то какой способ для Вас наиболее приемлемый?
- Мудрые говорят, что весь Космос – это овеществлённая музыка, поэтому я не думаю, что кто-либо из нас композиторов, музыкантов, певцов, может передать свои мысли. Музыка значительно больше любых наших мыслей. И поэтому то, на что я могу только надеяться, это на то, что в какой-то момент Бог позволит мне совпасть с музыкой Космоса и хоть на три минуты что-то передать в таком виде, чтобы мог услышать не только я, но и все остальные.
- Какого контакта со слушателем вы ищете во время выступлений?
- Когда я играю концерты, смотрю, что в зале стоят люди, их много. И я вижу, что на лицах людей в какие-то моменты появляется счастье, вот ни восторг, ни прыганье, ни сумасшествие людей, которые энергию ловят, а именно счастье, как будто у людей открылось сердце на минуту, на две минуты, на секунду. Я стоял и как-то подумал, что большего счастья человеку не дано. Потому что я могу увидеть святых и Ангелов и быть на «седьмом небе» от счастья, и даже выше, но когда я вижу людей, которые стали счастливыми от того, что я что-то сделал, когда у меня что-то было, я это отдал, этим поделился, для меня это значительно выше. Помочь другому, что может быть лучше.
Думаю, что максимум того, к чему человек может стремиться – это быть поражённым красотой, и быть поражённым желанием этим поделиться. Потому что, только поделившись, мы это приобретаем. Наше только то, что мы отдаём». (Отрывок из интервью Бориса Гребенщикова интернет-журналу «Пятый элемент»).
Важен живой контакт не только между музыкантами и слушателями, но и между самими слушателями. Интересно то, что, оглядевшись по сторонам, мы заметили удивительный факт: на этом концерте, можно сказать, произошла встреча поколений. Для меня это первый концерт группы, рядом человек, который всё твердит о том незабываемом концерте 1979 года, есть люди и среднего поколения. И это так здорово, это означает, что музыка группы «Аквариум» актуальна во все времена. Потому что стержнем этой музыки является любовь.
«Перед Господом нет оправданий,
Он Сам Оправданье,
Без хлеба в руках, без единой звезды, бесконечно влюблён».
Бог есть Любовь. Этим всё сказано. А любовь вне времени. Поэтому и песни о любви актуальны во все времена. И главное то, что любовь можно переживать только в настоящем времени, только здесь и сейчас. Невозможно перенести переживание этого чувства в прошлое или будущее. Один прекрасный человек открыл мне эту истину, что моменты переживания присутствия Бога в своей жизни – это и есть настоящее, и есть реальность, а всё остальное – выпадение из этой реальности либо в прошлое, либо в будущее.
«И пока мы рыщем в поисках рая,
Некто, смеясь и играя,
Бросает нам в сердце пригоршни огня.
И нет ничего, кроме этого дня».
И Бог всегда рядом с нами, и Он всегда ждёт, когда же мы вернёмся из этого прошлого или из этого будущего, призывает нас к Себе. Но порой мы либо не слышим, либо даже не хотим слышать Его, поскольку, чтобы вернуться в реальность, отозваться на Его слова к нам, необходимо сделать хоть какие-то усилия, что-то поменять в своей жизни, встать и пойти к Нему навстречу.
«От пещер Катманду до мостов Сан-Франциско
Алеет восток, и мерцают в тени
Эти двери в Эдем, что всегда слишком близко,
Но нам было лень встать, и девушки танцуют одни».
Именно такую реальность мы ощущали на концерте, реальность живого общения, и она ни с чем не сравнима. Когда все участники концерта, а это не только музыканты, но и пришедшие к ним в гости слушатели, находятся в каком-то едином пространстве, в пространстве музыки, они чувствуют друг друга, дополняют друг друга. Каждый не на своей волне находится, а сам является этой волной, и, взаимодействуя с другой такой волной, вместе образуют единое течение. При нахождении в этом пространстве рождается ощущение причастности к какому-то общему делу. Конечно, можно выпасть из этого пространства, тогда совершаемое не будет до конца понятным: ты вроде бы и здесь, рядом со всеми, но в то же время не ощущаешь с ними никакой связи, замыкаешься на себе. Но здесь нет понятия индивидуальностей, здесь есть личности, которые взаимодействуют друг с другом. В противном случае смысл общего делания теряется. Тогда здесь все равны, что музыканты, что слушатели, потому что личности не существует без другой личности: исполнителей не было бы без слушателей, слушателей не было бы без исполнителей. Так и происходит общение друг с другом, обмен личным опытом переживания встречи с Богом.
«Я искал Тебя столько лет,
И я знал, что найти нельзя.
Но сегодня Ты рядом со мной
В комнате, полной цветов,
В доме дождя».
Неожиданно для себя, описывая происходящее на концерте, я вдруг увидела в этой мысли образ Божественной Литургии, и хороший образ. Литургия в переводе с греческого языка – общее дело. Но порой люди, приходя на службу, даже не задумываются о смысле происходящего, не задумываются о значении общего делания. Каждый замыкается на себе, на своей личной молитве, каждый занят собой, своими проблемами, связь между людьми, стоящими здесь, бок о бок, рядом с тобой теряется, они не чувствуют друг друга, общение личностей не происходит. Теряется ощущение полноты, общности Церкви. Если определять Церковь словами Апостола Павла, а именно: Церковь – Тело Христово, то каждый её член является частичкой этого Богочеловеческого организма, во главе которого Сам Христос. И только во взаимодействии друг с другом и в соединении с Богом эти частички будут составлять живой организм, а не мёртвый механизм.
Конечно, может всё это и тяжело разглядеть человеку, когда он построил вокруг себя огромную непробиваемую стену из проблем и страхов, но Бог всегда каким-то образом являет нам Самого Себя. И важно хотя бы увидеть перед собой эту стену, которую построил сам и знать, что вместе с Богом её возможно разрушить.
«Смотри, Господи, крепость, и от крепости – страх,
Мы, Господи, дети у Тебя в руках.
Научи нас видеть Тебя за каждой бедой.
Прими, Господи, этот хлеб и вино,
Смотри, Господи, вот мы уходим на дно.
Научи нас дышать под водой».
Откуда же столько правды в этих песнях, откуда столько добра и любви. А ведь увидеть эту правду, эту любовь можно только тогда, когда ты чувствуешь искренность человека, чувствуешь, что всё то, о чём поёт этот человек, всё пережито им на личном опыте, только тогда он может передать это другому человеку.
«- На ваш взгляд, какой двигатель творчества наиболее чист и искренен – идея или вдохновение?
- Идея никогда в творчестве, на мой взгляд, не была важна. Потому что творчество настолько синтетическая вещь. Можно написать научный трактат, и даже для него потребуется вдохновение. Вот чтобы написать картину или песню, пьесу, роман, требуется сочетание такого количества факторов, что идея это не поднимет, идеи слишком мало. Потому что сознание Создателя больше нашего в бесконечное количество раз. У нас есть идея – мы сделаем одномерную штуку, чтобы сделать многомерную, нужно полностью выбросить все свои идеи. Я по себе это знаю очень хорошо. Я могу сидеть с песней и писать, и писать, день, два, три, год, не будет ничего получаться. Когда я отпущу это, выкину в окошко все эти идеи, может что-то прийти». (Отрывок из интервью Бориса Гребенщикова интернет-журналу «Пятый элемент»).
Вернёмся в зал на концерт. Во время этого концерта у зрителей была возможность задать Борису Гребенщикову интересующие их вопросы, а у Бориса Борисовича - на них ответить, нужно было всего лишь написать записку и положить её в специальный ящик на сцене. В одном из небольших перерывов получилась такая живая беседа, где как раз и было выражено удивление о том, откуда же берётся вся эта доброта в песнях группы «Аквариум»:
«- Очень добрые песни! Где вы черпаете эту доброту?
- Вы знаете, мы этой добротой все живём, мы из неё состоим, все из нас. Просто нужно иметь очень свёрнутую крышу, чтобы в себе её не почувствовать. Но даже свёрнутая крыша – это ещё не конец. Крыша может встать на место. Так что с добротой у нас всё в порядке».
Да, действительно, мы все состоим из доброты, в нас образ Божий заложен, только нужно суметь его разглядеть и начать его очищать от всяких ненужных примесей.
«- Через вашу музыку мы общаемся с Богом. Спасибо вам.
- Ну, не только через нашу музыку, надеюсь. Ну, вообще, мы ни с кем другим никогда не общались».
Получается, что музыка Аквариума – это своеобразное богословие. Ведь богословие – это слово о Боге, а человек вправе выбрать свою близкую ему форму этого слова, с помощью которой он может общаться с Богом и людьми.
А что увидит в этом слове другой человек, зависит от его восприятия мира.
В песне «Обещанный день» я вижу тему Воскресения. А кто-то может ещё что-нибудь увидит.
Сегодня самый замечательный день,
О нём написано в тысячи книг.
Слева небеса, справа пустота.
А я иду по проволоке между них.
Спетое вчера осталось вчера,
В белой тишине белые поля.
Нечего желать и некем больше быть,
Здравствуй, это я.
Господи, я твой, я ничей другой,
Кроме Тебя здесь никого нет.
Пусть они берут всё, что хотят,
А я хочу к Тебе, туда, где свет.
Борис Гребенщиков.
Автор Дарья Борчук.