Священномученик Александр, пресвитер Подольский

Welcome
Username:

Password:


Remember me

[ ]
Постимся постом приятным… Часть 3. "Свет Христов просвещает всех!"

«Притекши к Нему, воссиять и вечно пребывать с Ним, 
озарёнными во славу Трисолнечного  
и Единственнейшего Сияния…» 
Григорий Палама.    
 
    x_718556ab.jpg Знаете, какое самое тёмное время суток? Перед рассветом. И если чувствуете сейчас темноту, знайте, скоро рассвет. Такие состояния имеют большую ценность, они дают человеку увидеть, насколько необходим Свет в его жизни. Попробуйте прожить какое-то время в кромешной темноте, куда ни одному лучу света не пробиться. Ощущение пребывания в этой беспроглядной тьме соизмеримо с ощущением полной слепоты. Невидящий человек лишён радости восприятия красок окружающего мира. Он живёт своими представлениями об этом мире, которые запечатлелись у него в памяти, пока болезнь ещё не постигла его, а если слепота сопровождает человека с самого рождения, то представления его и вовсе не соответствуют действительности, они иллюзорны. Так и человек, попавший в кромешную тьму, способен ориентироваться в пространстве, опираясь лишь на свою память, а если вдруг он оказывается в незнакомой обстановке, то и память здесь не спасает. Человек в этих новых, неизведанных для него обстоятельствах пытается действовать по-старому, так, как он умеет, как он привык жить в течение длительного времени. Но, оказывается, что та схема, которая заложена в его подсознании, в этой ситуации не работает, человек оказывается в темноте, он не знает, что делать, он растерян. Но стоит впустить хоть маленький лучик в эту тёмную комнату, как вдруг что-то проясняется, вдруг человек ясно видит, что его схема не работает, что здесь необходимо что-то совершенно новое, неизведанное. Постепенно освещая комнату, пуская в неё всё больше света, человек освобождается от этой «слепоты», он начинает видеть и в соответствии с увиденным строить свою дальнейшую жизнь. И самое главное здесь то, что без Света это «прозрение» просто невозможно. Тьма – отсутствие Света. Тьма – отсутствие Бога. И, вдруг оказавшись в этой тьме, не стоит отчаиваться. Как бы наглухо не были закрыты ставни окон дома, Свет Божественный способен пробиться сквозь малейшие щели. Долго человек не способен жить в кромешной тьме, и чтобы что-то начало меняться, необходимо настежь распахнуть все окна и двери и впустить Свет, впустить к себе Бога. Тогда человек испытывает несказанную радость, радость перехода из тьмы во Свет. Этот период в жизни человека очень важен, поскольку ощущается такой контраст между состояниями души, что освобождение от «слепоты» очень остро чувствуется и ценится.y_84d67244.jpg
     «Непрестанно молитесь Богу, за все благодарите Господа, сия бо есть воля Божия в вас». Эти слова апостола Павла как нельзя кстати.
     Порой, чтобы в полноте почувствовать Свет, необходимо в полноте пережить и тьму. Но такая кромешная тьма, тьма, в которой нет места ни людям, ни, тем более, Богу, для человека практически невозможна. Бог действует в мире через других людей, и как бы нам не казалось, что  мы покинуты всеми, что мы совершенно одиноки, хоть один человек да найдётся рядом. Но даже если представить себе картину, что человек закрывает наглухо своё сердце и от того единственного, кто остался рядом, если он не чувствует его присутствия в своей жизни, всё равно богооставленность для него невозможна. Бог не оставляет нас, мы оставляем Его, сознательно или несознательно, не имеет значения. Бог, прийдя в этот мир, став Одним из нас, теперь всегда рядом с нами. А та "богооставленность", о которой человек порой может говорить - это полностью его выбор, его нежелание видеть Бога рядом с собой. Но это нисколько не означает, что всё потеряно. Что невозможно человеку, возможно Богу, для Которого человек является наивысшей ценностью, ради которого Он и приходит в этот мир, воплотившись и став доподлинно Человеком, при этом пребывая доподлинно Богом. А подлинную богооставленность смог пережить только Сам Бог, Иисус Христос, восклицая с креста: "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?". Это может показаться даже абсурдом: как Бог может пережить богооставленность? Но если нам это понять и представить практически невозможно, то никакой речи о богооставленности для человека и идти не может.
     На второй неделе Поста Церковь предлагает нам обратиться к личности Григория Паламы. В своих богословских трудах он как раз и излагает учение о Свете. Основанием для изложения богословской мысли послужила ересь о том, что Божественный Фаворский Свет является тварным, физическим явлением. Григорий Палама же утверждал, что Бог являет Себя миру и каждому человеку в Своих Божественных энергиях, и что эти энергии доступны восприятию человека, но они  не тварны, эти энергии - Сам Бог, обращённый к Своему творению.
     Крестопоклонная неделя. Отец Евгений говорит о важности понимания значения всего того, что происходит в Церкви, особенно во время Великого Поста. Все эти образы и символы являются непосредственным обращением к нам.x_c90e7089.jpg
     Что же означает само слово "символ"? Символ - это какой-то образ, который наделяется определённой смысловой нагрузкой, и которому придаётся особое, порой очень важное, значение. Но не стоит путать символ со знаком. В окружающем нас пространстве мы постоянно сталкиваемся с различными знаками. Это, например, знаки дорожного движения. Они обладают определённым значением, но не более. Это всего лишь сухая информация, например, о том, в каком месте расположен пешеходный переход. Такие знаки необходимы для всеобщего ориентирования человека в пространстве вне зависимости от языковой принадлежности. И каждый человек, видя один и тот же знак, понимает, о чём идёт речь. А вот с символами дело обстоит совершенно по-другому. Помимо информации символ наделяется более глубоким смыслом, и восприятие этого символа зависит от чувствительности каждого конкретного человека. А порой один и тот же символ каждый человек воспринимает по-разному, вкладывая в него свой смысл, соответствующий его личному опыту. Даже может произойти такое, что с течением времени какой-то символ приобретает вдруг для человека совершенно другое значение, или же открывается с новой стороны. Получается, символ - это живой образ, а оживляет его сам человек, наполняя его глубинным смыслом в соответствии со своими личными переживаниями. И это является самым важным отличием символа от знака. Можно привести такой пример: белый цвет - символ чистоты, символ чего-то совершенно нового, светлого. Белое платье, белая фата невесты - символ новой жизни, совершенно другой жизни, где не каждый по отдельности, а вместе составляют теперь единое целое. Белые одежды нового члена Церкви в Таинстве Крещения - тоже символ новой жизни, и даже больше, символ смерти для старой и рождения для новой жизни, жизни с Богом.
     Крест - основополагающий символ христианства, символ христианской любви, символ христианской свободы. Самое главное, что это живой символ, и восприятие его зависит от личного опыта каждого. Пережить этот опыт можно, но только предав себя распятию, распятию своего эго, по-другому подлинное восприятие креста невозможно. Когда в отношениях с людьми видишь не себя, и даже не себя распятого, а видишь стоящего перед тобой человека, тогда только можно говорить об отношениях в христианской любви.
     Источником такой любви является Сам Бог, Иисус Христос, который может наполнить сердце каждого из нас Светом, стоит только открыть двери и встретить Его.
     "Свет Христов просвещает всех!"y_f59dc291.jpg
     Продолжение следует... 
     Автор Дарья Борчук
Posted by admin on Sunday 31 March 2013 - 23:16:32 printer friendly create pdf of this news item


Икона дня




© Разработка сайта от www.seosale.ru 2010-2020. Все права защищены.