Священномученик Александр, пресвитер Подольский

Welcome
Username:

Password:


Remember me

[ ]
Поход в Лемешево

   4dsc_1070.jpg  Храм священномученника Александра пресвитера Подольского и храм Илии Пророка в Лемешево. Интересно, какая же связь между ними? И почему мы пошли именно в этот храм?
     Воскресный день. Серое небо над головой, моросящий дождь, северный ветер, вообще грустная погода. Но мы собираемся вместе и идём в гости, потому что нас там ждут, нам будут рады. Зная это, теплее становится и душе, и телу. И совместное общение по дороге радует.
     Вот мы и пришли. Храм Илии Пророка. Нас встречает батюшка. Отец Пётр является настоятелем этого храма. Естественно, как полагается, нам устраивают экскурсию. Давайте послушаем.
     «Последним настоятелем нашего храма был пресвитер Александр Агафонников, в честь которого и назван ваш храм. После ссылки отец Александр служил в этом храме с 1933 по 1937 год. Его брат отец Николай долгое время служил в Ерино, был благочинным Подольского уезда. Если смотреть на карту, в то время Подольское благочиние выглядело по-другому, в него входили Захарьино, Ерино и ещё какие-то храмы. Вот, он сюда в Лемешово и был назначен настоятелем храма Илии Пророка в 1933 году.
     Отец Александр был человеком активной позиции, ну вы это знаете, у вас все документы есть. Кстати говоря, наши прихожане занимались поиском документов в Вятке, нынешнем Кирове. Некоторые документы были найдены в Томске, где мы застали ещё живым Эрминенгельда, сына священномученника Александра, ему на то время было уже больше 90 лет. В 2001 году он приезжал сюда к нам со своей племянницей, незадолго до своей смерти. Приехав сюда, он поделился своими воспоминаниями, даже расплакался. Был он по жизни, наверное, человеком неверующим, потому оказался в такой среде, хотя и был сыном священномученника. Эрминенгельд рассказывал, как их с братьями разлучили уже в 30-х годах. Отец понимал, что здесь им житья не дадут, и распределил своих детей по разным городам. Эрминенгельд учился в Москве в МГТУ им. Баумана, затем уехал в Сибирь и жил в совершенно не церковной семье. Наверное, он думал, зачем же его отец совершал такой подвиг, упрямствовал, если можно было как-то уклониться от этого, согласиться. По его рассказам можно было сделать вывод, что он явно не понимал, зачем. До тех пор, пока не увидел икону священномученника Александра, увидел, как его подвиг запечатлён уже в иконе. Думаю, в тот момент он осознал, наверное, что его отец не просто так совершил это. И не то, чтобы он сразу стал православным христианином, ну, по крайней мере, верующим человеком. Мы его потом заочно отпевали. Племянницы его были просто в восторге, когда узнали, что строят храм в честь священномученника Александра, ваш храм. Очень они обрадовались.
    2dsc_1038.jpg Понимаете, наверное, таких людей, сомневающихся, в тот период было много. Вот пришла власть, которая навсегда, все думали, что навсегда. И не понимали люди, зачем тогда этот подвиг совершать, ради Христа. Судя по тем документам, которые и у вас есть, ничего политического в жизни отца Александра не было, дело было обычное. Его пытались, конечно, склонить к тому, чтобы он кого-то оклеветал, но он этого не сделал. Хотя были разные ситуации, надо понимать, что некоторые и отрекались. Допустим, в Дубровицком храме служил один дьякон, который не сумел противостоять, он отрёкся от сана. Потом приходили родственники, искали могилу, могилу так никто и не нашёл. Ведь это очень трудно было, и надо это понимать. Допустим, ваша семья находится рядом с вами, вот вы сидите в камере, а ваша семья рядом. И вам говорят, что будут пытать не только вас, но и вашу семью тоже, крепитесь. Таких случаев было много, и далеко не каждый человек был способен совершить этот подвиг, понимая, что пытать будут и  жену, и детей. В документах написано, что расстреливали и малолетних детей, 11-12 лет.
     А что касается подвига Александра Агафонникова, то его арестовали в доме, на месте которого мы сейчас возводим крестильный храм в честь священномученника. Люди, которые его строят, хотят, чтобы это был памятник священномученнику Александру, потому что на этом месте стоял маленький домик, деревянная покосившаяся сторожка, в которой жил отец Александр. Он занимал активную позицию, всегда собиралось много людей на проповедь, и проповедь его была горячая. Несколько раз его пытались оклеветать, арестовывали неоднократно, и в 1937 году отца Александра Агафонникова арестовали в последний раз, он был приговорён к расстрелу. Буквально три дня пробыл он в тюремных застенках города Серпухова, там решалось всё очень быстро. Затем отца Александра отвезли в Бутово, где он и был расстрелян и в неизвестной могиле похоронен.
     Первые документы нам предоставил протоиерей Александр Ганаба и благословил нас, чтобы мы собирали остальные документы, какие сможем. Благодаря этим поискам, мы нашли и фотографии своего храма. Мы тогда восстанавливали его и не знали даже, как он выглядел, потому что храм был очень сильно разрушен. С 1995 года я являюсь настоятелем храма Илии Пророка, а, собственно, восстановление его началось с 1996 года.3dsc_1053.jpg
     Сначала служили в приделе Сергия Радонежского, потому что разрушения были ужасные, хотя и алтаря этого придела не существовало вообще, здесь стояла железная перегородка, и когда-то там хранились какие-то химикаты. Вот здесь мы можем увидеть воспоминания об этом, стена всё время разъедается. В первый раз мы проходили в храм через окно, никакой двери не было, прямо залезали через окно. Всё было заколочено. Здесь тоже зияла дыра, практически вся трапезная часть храма была разрушена. Центральный алтарь тоже сильно пострадал. В общем, многочисленные разрушения. В самом здании храма, начиная с 70-х годов, устраивались тренировки альпинистов, скалолазов. Казалось, вот купол вроде стоит, но, на самом деле, от купола практически ничего не осталось.
     Когда мы вызвали специалистов, они сказали, что храм разрушен на 70 %, были задеты основы, фундамент и купол. Свод мы восстанавливали, разбирали старые кирпичи и закладывали новые, потому что старые уже никуда не годились. Советовали даже вообще его разрушить, но мы не дерзнули. Специалисты сомневались, что купола выдержат нагрузку, но как-то с Божьей помощью мы восстановили. С окнами тоже беда. Изначально, было ещё четыре окна, дающие третий уровень света. Но, к сожалению, видите, у нас в храме мало света, и, наверное, их уже невозможно восстановить.5dsc_1084.jpg
     К тому же на этой территории не было ни одного дерева, одно дерево стояло, и то разрушенное, ударила молния и разделила его пополам. Все деревья снесли, когда ставили здесь высоковольтные вышки, вокруг храма было три линии высоковольтных вышек. Две мы вынесли, третью уже не осилили, она сверхмощная, 100 кВт, стоит, как «Эйфелева башня». А деревья не просто так ведь были посажены тут, они почву держали. Как только убрали деревья, почва стала сползать, потому что мы в самом низу горы находимся, и вода просто лавиной шла, а храм функцию плотины выполнял, вся вода шла сюда. Из-за этого образовались многочисленные овраги. Прямо за алтарём был овраг первый, восточный, второй овраг достигал уровня этой стены, но стена была в то время обрушена. Всё, что там засыпано сейчас, это засыпано было в нашу бытность. Когда Подольский мост разрушали, мы вывезли оттуда двести 30-тонных машин бетона, что помогло нам хорошо укрепить эти овраги. После того, как мы справились с оврагами, начали сажать деревья, и уже на нашей территории произрастает более тысячи деревьев. Ну, пойдёмте теперь прогуляемся, я вам покажу нашу территорию».6dsc_1113.jpg
     И, правда, давайте пройдёмся, потому что территория храма красива, очень много кругом зелени, и виден бережный уход за всей этой растительностью. Интересно то, что как только мы ступили за ворота, нас сразу встретила кошка, ласковая, не пугливая. Потом подбегает вторая, третья, четвёртая, и их там какое-то бесчисленное множество. Оказалось, как нам потом рассказал отец Пётр, что само по себе получилось так, что был создан приют для бездомных животных. Сейчас у них даже есть свой ветеринар.
     Показали нам новую воскресную школу, которая почти уже готова. Это отдельное двухэтажное здание, с несколькими классами, библиотекой и прочими хозяйственными комнатами. Здесь, возле школы, как и везде, всё в зелени.
     Неподалёку от храма строится крестильный храм, тот самый, о котором нам рассказал отец Пётр. На этом месте стояла маленькая деревянная сторожка, в которой жил отец Александр Агафонников. Пройдя внутрь строящегося храма, мы отслужили молебен в его память.
     Ну и в конце нашей прогулки нас пригласили на чаепитие. За чашкой чая в приятной беседе мы познакомились с батюшкой поближе.
     Так что можно теперь сказать, что между нашими храмами существует не только духовная связь, но и материальная.
Автор Дарья Борчук
1dsc_1014.jpg
Posted by admin on Monday 15 October 2012 - 22:36:00 printer friendly create pdf of this news item
Радость в кубе

  9dsc_0707_1024x683.jpg   Я не говорю о радости на острове Куба. Конечно, радость, даже подлинную радость, радость переживания встречи с Богом, общения с Ним, можно пережить в любом месте нашей Земли, находясь на любом кусочке нашей планеты. Бог есть везде. И я не говорю о радости в кубе, подразумевая под этим словом геометрическое тело, потому что это нелепо, хотя можно и такое себе представить. Например, человек, заключённый в одиночную камеру тюрьмы, может быть и кубической формы, испытывает радость внутренней свободы. Да, внешне он заключён, он сидит в четырёх стенах, но если он с Богом, то он свободен, и эта подлинная радость.2dsc_0458_1024x683.jpg 
     Радость и удовольствие. Два противоположных по направлению чувства. Чувство, которым невозможно не поделиться с другими, и чувство, которым можно упиваться самостоятельно, соответственно. Но радость даже чувством назвать нельзя, потому что определяя её таким образом, можно не увидеть её сущность. Невозможно радость сравнить с чувствами человека: чувством обоняния, осязания, вкуса. Тогда радость приравнивается к одному из физиологических способов восприятия мира.dsc_0460.jpg А это что-то совсем иное, то, что лучше отнести к присущим нашей душе, и даже больше духу, свойствам. Дух – дыхание Бога, оживляющее «бездыханное» человеческое тело. Дух не может жить без Бога, он всегда ищет Его, и, найдя, испытывает несказанную радость общения с Ним, со своим Творцом, со своим Отцом.
     Так вот я говорю именно о такой радости, которая нас постигла в эти выходные. А почему в кубе? Потому что Престольный праздник в честь священномученника Александра пресвитера Подольского, потому что Покров Пресвятой Богородицы, потому что снова и снова Воскресение.5dsc_0486_683x1024.jpg
     Хотя, конечно, в «куб» 1dsc_0440_683x102114.jpgрадость можно возвести условно, потому что для каждого будет своя радость и в своей степени. Помимо ощущения такого большого «тройного» праздника для нашего прихода есть радость оттого, что к этому дню в нашем храме появились две новые иконы: образ Спаса Нерукотворного и Казанской иконы Божией Матери, которые были освящены перед Божественной Литургией, а после неё были взяты на крестный ход. 7dsc_0550_1024x683.jpgСюда может добавиться радость от встречи с друзьями и близкими по духу людьми, радость ощущения прекрасного при прослушивании проникновенного и торжественного пения нашего хора, радость молитвенного общения с Богом, и самая главная радость – радость соединения с Богом в Таинстве Причастия. Последняя ни с чем не сравнимая радость включает в себя все остальные, поскольку с Богом всё в радость. 6dsc_0529_1024x683.jpg     
     Престольный праздник. Память священномученника Александра, нашего небесного покровителя, человека, которого предали смерти лишь за то, что тот просто был человеком, не предал, не выдал других на эту смерть. Часто в нашем понимании мученик – это святой жизни человек, который даже этой самой жизни не пожалеет ради Христа, который ни под какими предлогами не откажется от исповедания Его. Такое исповедание веры своей было характерно во времена гонений на Древнюю Церковь. А в советское время иногда было и по-другому: никто не предлагал человеку напрямую  отрекаться от Христа, его не заставляли приносить жертву другим богам, однако, при этом, ради спасения собственной жизни, арестованного вынуждали предавать других людей, просто называя имена своих знакомых. Подлинная святость подвига новомучеников в те времена была явлена в исповедании собственной смертью евангельской истины - предавая ближних своих, человек предаёт и Самого Христа (Мф. 25.31, Ин. 15.13). Как-то о.Евгений рассказывал, что при допросах представители НКВД умело вели беседу, расспрашивая о жизни допрашиваемых, об их знакомых, часто таким образом человек мог проговориться, и выдать имена каких-то людей, что тщательно фиксировалось в протоколе. 8dsc_0665_683x1024.jpgИзучая архивные документы, протоколы НКВД, о.Евгений обнаружил интересную деталь, что в протоколе допроса Александра Агафонникова не встречается ни одного имени, которое он бы произносил и которое было бы зафиксировано как недовольство политическим строем или антисоветской агитацией. Этот человек следил за своей речью и тем самым спас чью-то жизнь. А самого о.Александра, не согласившегося с предъявленными ему обвинениями в антисоветской пропаганде, организации контрреволюционной деятельности, постигла совсем другая участь.10dsc_0714_1024x683.jpg
     Помимо духовной связи с этим святым, наши прихожане установили, можно сказать, и материальную, посетив Ильинский храм в селе Лемешово – последнее место служения о.Александра. И мне кажется, это очень важно. Поздравляю всех с именинами нашего храма и нашего прихода!
    Покров Пресвятой Богородицы. Можно сказать, наш второй Престольный праздник. Нежность, любовь, материнская забота – именно такие ассоциации с этим праздником. Не только Богородица покрывает нас и бережёт, но и  Сам Бог. Он бережёт нас, укрывает от самих себя, и лишь по мере возрастания силы нашего духа, лишь тогда, когда Бог видит, что мы готовы, что мы сможем справиться с тем, что познаем в себе, Он понемногу приоткрывает завесу нашей души, и человек видит себя таким, какой он есть, радуясь возможности изжить в себе всё то, что отделяет его от Бога и людей. Поздравляю всех с праздником Покрова!
     Каждое воскресение – малая Пасха. Без этого праздника невозможными были бы и остальные. С праздником!
     Автор Дарья Борчук11dsc_0738_1024x683.jpg
Posted by admin on Sunday 14 October 2012 - 23:10:38 printer friendly create pdf of this news item
На лесной стороне

 1adsc_0362.jpg    В Чеховском районе есть небольшой храм, который мы и посетили, устроив поход со своими прихожанами. Это храм в честь Рождества Христова в деревне Сенино.1edsc_0353.jpg Мне кажется, хорошая традиция у нас зародилась: ходить в гости, знакомиться с жизнью другого прихода, узнавать что-то новое из истории нашей Церкви. Нас встретил добрый батюшка, который рассказал нам не только о создании храма, настоятелем которого он является, но и поделился интересными историями из своего личного опыта церковного служения. Отец Василий Евпатов является настоятелем Христорождественского храма с 2000 года, а сам храм был возвращён верующим в 1996 году.1bdsc_0338.jpg
     «Давайте пройдём внутрь храма, а то нас всех дождик намочит. У нас тут глубинка, но глубинка даже чем-то примечательная. Эта деревня когда-то принадлежала знаменитому Михаилу Загоскину, основоположнику русского исторического романа, так же одному из первых директоров оружейной палаты Московского Кремля. За окном нашего храма виднеется пруд, там за этим прудом и была его усадьба. В 90-х годах эту усадьбу продали, тоже небезызвестному господину Лисовскому Сергею Фёдоровичу. Он построил на её территории свой дом, сделал множество пристроек в этой усадьбе. Но, буквально, года четыре назад она сгорела. Сейчас от этой усадьбы ничего не осталось. А сам Загоскин похоронен в Новодевичьем монастыре за алтарём Успенского собора.1cdsc_0349.jpg
     Сама деревня Сенино небольшая. Сейчас она вся застроена, но раньше, ещё когда мы с семьёй жили в маленьком бараке, кругом были одни поля, дворов не так много было, лоси, кабаны бродили неподалёку, они и сейчас есть: едешь на машине, смотришь, лиса пробежала, заяц. Как-то раз, когда мы были ещё маленькими, мама отправила нас отнести пастухам еду, питьё, собрала нам корзинки, брат ещё у меня младший был. И вот мы идём, а до деревни Сафоново семь километров идти, это сейчас там практически город вырос, а раньше пять домов стояло, и через эту деревню проходил старый Тульский тракт. Тракт старинный до сих пор остался, это широченная дорога, метров 20-25, по сторонам дороги были отвалы земляные, по ним можно было ходить, как по тротуарам, и березы посажены. Ещё во время Второй Мировой войны эта дорога была ухожена, её минировали, чтобы немцы по ней не шли. А сейчас под дачи этот тракт поделили, и люди построили свои дома. Вот, помню, идём с этой корзинкой, трава высокая, раз, дикая свинья пробежала с кабанятами. Мы сразу в траву упали. Уже и дождик начал моросить, а мы лежим, полчаса лежим, час. Прислушались, вроде тишина, никого нет, встали и бегом до пастухов.1fdsc_0361.jpg
     Храм этот построили в 1814 году. Но когда строили, видимо, неудачно спроектировали, вдоль стены видны трещины, которые делят трапезную часть храма, буквально, пополам, находятся здесь эти трещины с самого основания церкви. Однако, храм этот до сих пор стоит, и через 2 года ему будет 200 лет. По пришествии советской власти закрыли наш храм только в 1953 году. Его пытались закрыть и раньше в 1939 году, как записано в архивных документах, якобы по причине распада общины, но тут же община снова собралась.1gdsc_0364.jpg Уж как это случилось, что община распалась, не понятно, потому что священник был жив, и люди ходили в храм. И буквально за 2 месяца всю общину обратно восстановили, и храм открыли. Но через 14 лет его окончательно закрыли, сдёрнули главку с колокольни, стянув её тракторами.1mdsc_0370.jpg
     Долгое время не могли найти следы того человека, Григория Николаевича Васильчикова, который построил этот храм 200 лет назад. Оказалось, Григорий Николаевич Васильчиков похоронен здесь, под стенами нашего храма. Смогли узнать об этом только тогда, когда стали публиковаться документы, открылись архивы. Когда бульдозером расчищали территорию, за алтарём нашли медную табличку, позолоченную сусальным золотом, на ней было написано: «Григорий Николаевич Васильчиков, родился тогда-то, умер тогда-то».dsc_0378.jpg
     В советское время с 1953 года на территории нашего храма был построен магазин, сам храм использовался как склад стеклотары. Позже этот магазин сгорел. В начале 80-х годов вместо церковной сторожки была кузница, а в конце десятилетия она сгорела, и кузню перевели в здание храма. Дверной проём в храме был намного шире, через него загоняли трактора на тросах, машины цепляли к крюку, на котором сейчас висит паникадило. Сама кузница была в алтаре.
     После возвращения храма Русской Православной Церкви в 1996 году начала формироваться община. Священника своего ещё не было, один батюшка приезжал из города. А уже в 2000 году я стал настоятелем Христорождественского храма.dsc_0381.jpg
     Когда приехали сюда, окон здесь не было, в стенах кладка была гнилая, можно было кирпичи руками вынимать, стены были заштукатурены цементом, а цемент вытягивает влагу и кирпич разрушается. Не было ни колокольни, ни главки над храмом. И вот, потихонечку начали восстанавливать храм. В первую зиму сразу сделали отопление, потому что было очень холодно.dsc_0388.jpg
     У меня такой жизненный принцип: важно не торопиться, и вообще в духовной жизни всё постепенно должно быть, всё не спеша, в том числе и восстановление храма. Надо делать так, чтобы тот священник, который приходил после тебя, ничего не выкинул, полы не поменял бы, потому что они добротно сделаны, с иконостасом не стал мучиться, потому что он тоже добротный. Вообще человек должен жить так, чтобы ко всему, к чему он прикасается, становилось прекрасным. Человек есть образ Божий и сотворец своему Творцу. Недаром же Господь привёл к Адаму животных, чтобы он им имена нарёк.
     Ну, вы знаете, как на любом приходе, приходская жизнь достаточно сложно складывается. Когда я пришёл, здесь немного другой контингент был, нежели сейчас.  Это были, в основном, пожилые люди, в основном, местные, их было мало. А потом, раз священник молодой, стали и ребята молодые приходить. Сейчас у нас такие особые ребята есть, бывшие наркоманы, бывшие алкоголики, воры. И вот с ними где-то два раза в месяц мы собираемся, только не на территории храма, а у кого-нибудь из прихожан дома. Вместе готовим, чай завариваем, и готовим сами: кто-то умеет шашлык делать, кто-то даже печь пироги. А им важно пообщаться, они же завязали, обменяться духовным опытом, как у кого идёт процесс восстановления, реабилитации. Всё очень не просто, бывает так, что и сорвётся человек, тогда трясут его, все ему звонят, начинают сразу искать. Ещё у нас, как и в любом благочинии, есть движение сестёр милосердия. В основном, все сёстры с нашего прихода. И, не смотря на то, что приходик маленький, жизнь движется.dsc_0386.jpg
     Был у нас в деревне такой интересный случай. Пригласили меня как-то в деревню к одному молодому мужчине, женатому, с детишками, освятить дом. Прихожу в дом, видно, что человек очень заботливый, всё хозяйской рукой сделано. И на печке стоит старая фотография, чёрно-белая: мужчина с образом в руке. Он говорит: «Это мой дед. Его когда-то раскулачили в лихие года». Для него так дорога эта память, эта фотография стоит у него на самом видном месте. И рассказывает мне: «Вы знаете, батюшка, мы с женой один раз попробовали хлеб вырастить так, как растили его тогда, до революции. На лошади землю пахали, всё вручную сеяли, серпом жали, потом цепами выбивали, молотили, потом на мельнице вручную мололи. Вот, батюшка, золотой хлеб получается». Вот есть же такие люди, которым это интересно, которые занимаются этим с радостью, готовы поддерживать традиции своих отцов, это удивительно. Для меня самого это было открытием.dsc_0367.jpg
     Священник, который служил в годы революции, не прославлен. Он умер своей смертью в пожилом возрасте, у него были больные почки. Умер он как раз в 1953 году, тут же храм и закрыли. До сих пор жива одна прихожанка, которой чуть-чуть до ста лет не достаёт, 98 ей. И она помнит последнего батюшку с матушкой, помнит их детишек, помнит, где их дом был. Здесь на территории храма за алтарём был священнический дом. Бабушка рассказывает, как носила им воду, помогала в чём-то, с детишками их играла. Но таких людей, кто застал батюшку, мало осталось. А дети священника живут сейчас в Серпухове, по его стези никто не пошёл».
     Рассказ батюшки был таким насыщенным, интересным, видно было, с какой любовью он относится к храму, к его истории.dsc_0396.jpg
     Потом отец Василий пригласил нас на колокольню. На неё не легко было забраться: вход на колокольню такой узкий, что пришлось сумки свои оставить внизу, потому что мешались бы, лестница тоже узкая винтовая. Казалось, будто мы поднимаемся в какую-то потайную комнату. Вид красивый с колокольни открывается, кругом природа. На прощанье отец Василий подарил нам по книжке с духовными произведениями. Было очень душевно и приятно.
     На обратной дороге заехали в гости к нашему отцу Валентину. Приятно провели время за чашкой чая. И обратно в путь, домой.
     Автор Дарья Борчук
Posted by admin on Sunday 07 October 2012 - 23:33:00 printer friendly create pdf of this news item
Go to page  1 2 3 4 5 [6] 7 8


Икона дня




© Разработка сайта от www.seosale.ru 2010-2020. Все права защищены.