Священномученик Александр, пресвитер Подольский

Welcome
Username:

Password:


Remember me

[ ]
Постимся постом приятным... Часть 2. Господи сил, с нами буди…

Господи сил, с нами буди, Иного бо разве Тебе 
Помощника в скорбех не имамы.
Господи сил, помилуй нас…
   4572364_large.jpg  
     Серебряной нитью протянуть слово, пропустить сквозь открытые двери своего сердца и дать возможность Богу действовать в нём. Любви Его нет конца и края. Довериться Ему и вместе с Ним делать общее дело, дело освобождения. А свободным быть, чтобы любить.
     Бог подходит к дверям нашего сердца разными путями.  Он стучится, пытается нам что-то сказать. Его слово облекается в разные формы. Оно доносится к нам через произведения искусства: звучит в песнопениях, поражает красотой и глубиной видения мира в красках живописи. В молитве «Господи сил с нами буди…» явный призыв к творчеству, к использованию этого бесконечного потенциала, что Бог дарит нам, выражая тем самым свою любовь к нам, желая призвать нас к сотворчеству, чтобы каждое Его слово ложилось нам на сердце, становилось нашим и передавалось другим. «Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе…». И самое главное в этом то, что Бог общается с человеком через других людей.2033971.jpg
     Андрей Критский и его Великий Покаянный Канон. Это ведь произведение искусства, это живое общение, это сотворчество Бога и человека. Бог общается с Андреем Критским, даруя ему покаянное чувство. Андрей Критский, облекая своё покаянное чувство в слова, создавая яркие и понятные поэтические образы, общается с нами. И, наконец, мы, читая этот Канон, обращаемся в молитве к Богу. Это и есть полнота Церкви. И неважно, в какие времена жил и проповедовал Андрей Критский, его слово, обращённое к нам, до сих пор актуально, потому что полнота Церкви заключается в единении всех её членов, во главе которых Сам Бог Иисус Христос. У Бога нет мёртвых, у Бога все живы.
     Почему же Церковь предлагает нам на первой неделе поста обратиться именно к Покаянному Канону? Церковь нас настраивает на покаянное чувство, даёт нам прекрасный и понятный образ. А ведь без покаяния, без перемены ума невозможно подлинное общение с Богом. Если в жизни  человека присутствуют моменты, в которых нет Бога, если человек продолжает жить по-старому, ничего не меняя в своей жизни, то он просто оставляет двери своего сердца закрытыми для Христа, как же тогда Христос сможет в нём воскреснуть? Поэтому и важна для нас перемена ума, всё для того, чтобы встретить воскресшего Христа в своём сердце.6qwn5b7xjl0.jpg
     «Дверь Твою не затвори мне тогда, Господи, Господи: но отверзи ми сию, кающемуся Тебе». Обращаемся мы к Богу в молитве Покаянного Канона, прося Бога, в свою очередь, пустить нас к Нему, открыть нам Свою дверь. Но ведь двери Бога всегда для нас открыты, зачем же нам просить Его о том, чтобы Он пустил нас, стучащихся к Нему? Я думаю, что здесь мы просим Бога о том, чтобы Он показал нам дорогу, ведущую к этой двери, открывая которую, мы понимаем, что именно здесь наш дом, именно здесь наше счастье, просим Его помощи в том, чтобы не ошибиться дверью и не пройти мимо. Встреча с Богом – это обоюдное движение навстречу Друг к другу. Бог, воплотившись Человеком, умерев и воскреснув, открыл для нас двери к Себе. Теперь дело за нами.
     Отец Евгений в своей проповеди обратил наше внимание на то, что на протяжении всего канона создаётся впечатление, будто человек разговаривает сам с собой. Он обращается к своей душе: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши?». Получается, разговор разума с душой. Часто бывает, что разумом мы понимаем, что так жить дальше невозможно, а вот душа всё противится. В каноне перед душой проносится множество образов, которые исполнены глубочайшим смыслом. Здесь можно встретить и Ветхозаветные сюжеты, и образы Нового Завета, и все они нам важны. Разум, собирая воедино эти многочисленные образы, помогает душе представить более полную картину состояния покаяния.3805894_large.jpg
     Завершая первую неделю поста, мы празднуем Торжество Православия. Что это за праздник? Это праздник, который был установлен после того, как на последнем Вселенском соборе была побеждена ересь иконоборчества. Это сейчас мы можем осудить эту ересь, и заодно тех людей, что настаивали на полном отказе от почитания икон. А ведь в то время это самое "почитание" доходило до реального идолопоклонства, вплоть до того, что люди соскабливали краску с икон, добавляя её в Причастие. И поэтому, можно сказать, что возникновение ереси было небезосновательным. Но почему же тогда защитники почитания икон стойко обороняли эту неотъемлемую часть Церковной жизни. Да, всё дело в том, что отказываться от того, что, может, и приняло уродливую форму, не есть выход из сложившейся ситуации, это одна из крайностей. Непринятие почитания икон - есть непринятие Воплощения Бога. Да, Бога Ветхого Завета нельзя было изображать, потому что Его никто не видел, да и если бы увидел, не смог бы остаься вживых. Но Бог воплотился, Он принял наш человеческий облик, Он стал Одним из нас. Поэтому, отрицая изображение Богочеловека, мы отрицаем само Его воплощение. На восьмом Вселенском Соборе иконопочитание было установлено в качестве догмата.
     Понимание термина "иконопочитание" можно немного расширить, если обратиться к тому, для кого этот догмат имеет непосредстенное практическое значение, а именно: к человеку. В переводе с греческого языка слово "икона" - это образ. Человек - образ Божий. Человек - живая икона Бога. Так если мы трепетно относимся к образам, исполненным в красках, но при этом нет любви в сердце к тому, кто рядом здесь и сейчас, то о каком иконопочитании может идти речь? Мы с Богом тогда, когда мы с людьми, потому что Бог теперь с нами, Он среди нас.
     Продолжение следует…
     Автор Дарья Борчук
Posted by admin on Sunday 24 March 2013 - 21:01:00 printer friendly create pdf of this news item
Постимся постом приятным... Часть 1. Подготовка к подготовке.


5y_39a8fa67.jpgЗемную жизнь пройдя до половины, 
Я очутился в сумрачном лесу…   
 
Данте Алигьери 
«Божественная комедия».   
 
     Половина жизни? Кто же знает, сколько проживёт он на этом свете? В том то и дело, что это всего лишь условное обозначение какого-то переломного момента в жизни человека, который вдруг разделил его жизнь на «до» и «после». А что за переломный момент? Когда понимаешь, что жить по-старому ты больше не можешь, та жизнь для тебя больше не естественна, и ты жаждешь движения в сторону весны, в сторону чего-то нового и свободного. Но может получиться так, что ты вдруг оказываешься перед входом в сумрачный лес. И ты пытаешься туда заглянуть, пытаешься, стоя на месте, понять, стоит ли туда заходить? Там так страшно, там кромешная тьма, там неизвестность. Но ты знаешь, что тебе необходимо это сделать, необходимо перебраться сквозь эту густую, на первый взгляд непроходимую заросль, чтобы выйти на светлую, ясную поляну, полную цветов и красок.
1x_3eef3eae.jpgИ самое печальное, что за всеми этими страхами можно так и забыть, что послужило причиной этого перелома в жизни, когда наступила вдруг такая кардинальная перемена ума, Кого же вдруг человек увидел на своём пути Идущим рядом, рука об руку. Да, встреча с Богом лицом к Лицу так поразительна и неописуема! Но так порой сложно ощущать Его постоянное присутствие рядом с собой, довериться Ему во всём. И хоть был у тебя опыт, который уже есть, который ты ощущал, ощущал эту свободу вместе с Богом, ощущал любовь, всё равно бывает время, когда снова куда-то сваливаешься, куда-то падаешь, а всё потому, что, как и по закону физики, мы продолжаем некоторое время двигаться по инерции. И самое главное здесь, быть всегда во внимании, во внимании к себе, чтобы, двигаясь по дороге своей жизни, ослабив контроль над собой, ослабив внимание, не перепутать газ с тормозом. И снова гнать по этой старой разваленной дороге, зная теперь на собственном опыте, что дорога эта, не минуя, ведёт к обрыву, ведёт к погибели. А чтобы двигаться в другую сторону, в сторону весны, сторону жизни, необходимо поменять направление движения, обернуться и увидеть рядом с собой Бога. Тогда и в этот сумрачный лес своей глубокой неизведанной души совсем не страшно заходить, зная, что дорогу твою всегда будет освещать Тот, что знает каждую тропинку твоего сердца, знает дорогу к той светлой и ясной поляне. Зайдя в этот лес, ты увидишь, как лучи света постепенно пробираются всё дальше и дальше вглубь, постепенно освещая каждый закоулочек, так и Бог шаг за шагом открывает нам наше сердце, но только от нас зависит, начнём ли мы это движение, движение в сторону весны.    
    2y_0ea085bc.jpg Сейчас самое подходящее время; конечно, всякое время подходящее, но время поста к тому особенно располагает. Значение слова «пост» в любом употреблении подразумевает повышенное внимание и сосредоточенность. А в густом сумрачном лесу без них и вовсе не обойтись, потому что можно в любой момент упустить что-то очень важное, что может помочь открыть свою душу Богу. Без познания самого себя, такого, какой ты есть, невозможна перемена ума, невозможно покаяние.
     Вот Бог нам и предлагает подготовиться к посту. А пост – это подготовка к Пасхе. Зачем же готовиться к подготовке? В эти подготовительные недели Бог нам открывает образы, открывает пути, выбрав которые, мы оказываемся способны увидеть, признать и принять то, что в нас есть, только в этом случае возможно изменение, возможно покаяние, та самая перемена ума.3y_2b52f2f2.jpg
     Первая неделя – Неделя о мытаре и фарисее. Взглянув на картину, которую Бог нарисовал в этой притче, окинув её беглым взглядом, мы можем предположить, что Он показывает нам два образа покаяния: покаяние фарисея, горделивое, превозносящееся, и покаяние мытаря, уничиженное, бьющее себя в грудь. С первого взгляда нам может показаться, что Бог ставит нам в пример покаяние мытаря, который признаёт себя грешником перед Богом, просит Его о помиловании. Но давайте остановим свой взгляд и внимательнее присмотримся к этой картине. Фарисей, указывая в разговоре с Богом на то, что он соблюдает закон, что он живёт в строгости и посте, нисколько не лицемерит перед Ним, он говорит правду. Ведь фарисеи – люди, посвятившие свою жизнь Богу, изучению Священного Писания, изучению закона, вели строгий аскетический образ жизни, скрупулезно относились к исполнению закона. И второй человек – мытарь. Кто такие мытари? Это сборщики налогов, которые работали на Римское государство, налоги собирали со своих же. Да, этот человек признаёт свои грехи, раскаивается в них. Но Бог не хочет разделить людей на одних и на других, кого-то поставить в пример, а кого-то укорить. В этой притче нет примера. И если присмотреться ещё пристальнее, то можно в обоих этих людях увидеть себя. Бог помогает нам раскрыть свою душу, предупреждает нас, что эти состояния - вовсе не покаяние.
   4y_3ddd6eb5.jpg  Отец Евгений в своей проповеди как раз говорит о том, что легко можно впасть в две крайности: строго исполняя религиозные правила, соблюдая все посты, начать кичиться этим, превозносить себя над другими людьми, или же бить себя в грудь и кричать: «Грешный я, грешный». Но здесь не нужны слова, здесь нужны действия. А действия – это и есть плоды покаяния. И только по плодам можно определить, «по-настоящему» ли произошла перемена ума.
     Вторая подготовительная неделя – Неделя о блудном сыне. Все мы прекрасно знаем эту притчу. Но и здесь есть соблазн искать, кого же Бог ставит нам в пример, младшего сына или старшего. Но отец Евгений снова нас спешит предупредить, что здесь нет никакого примера. Он проводит интересную параллель, что помогает посмотреть на хорошо известную нам картину под другим углом зрения. Темы подготовительных недель связаны друг с другом, не зря идут в определённом порядке.6y_a503f560.jpg Эта связующая нить продолжает тянуться аж до самого Воскресения, проводя нас по особому пути, пути покаяния. Так вот, отец Евгений предлагает нам провести параллель между образом блудного сына и образом мытаря, между старшим сыном и фарисеем. Главным мотивом возвращения младшего сына к отцу было его обнищание, голод. Он идёт к нему, придумывает слова, кидается ему в ноги и кричит, что он грешен пред ним, и всё ради куска хлеба. А что же делает старший сын, он всю жизнь живёт по закону отца, всю жизнь ему служит, исполняет все его повеления, а что же в итоге? В итоге открывается истинное к нему отношение. Снова в этой притче нет никакого примера. Но порой, размышляя об этих сыновьях, мы совсем забываем о третьей стороне, об отце. Вот, кто является центром этой притчи. Отец, который несмотря ни на что продолжает любить своих сыновей, не имея никакой надежды, продолжает ждать своего младшего, и нисколько не меньше любит своего старшего. Конечно, это образ Самого Бога, образ безусловной Любви.  

 И, наконец, третья неделя – Неделя о Страшном суде. На самом деле, выражение  «Страшный суд» в Евангелиях нигде не встречается, Сам Иисус Христос ни разу не употребляет такого определения. Но по традиции третья неделя именно так и называется. Конечно, это тема отдельного разговора, но очень часто можно встретить представления о Страшном суде, как о каком-то ужасающем событии, которое ждёт нас в конце, когда все предстанут пред Богом, и Он будет распределять людей по разные стороны. Отец Евгений в своей проповеди высказывает очень важную мысль. Бог, пройдя свой земной путь, умерев и воскреснув, отказывается нас судить. И часто бывает, что человек занимает это освободившееся место, сам становится судьёй, порой беспощадным, а судит он своих ближних.
   7y_f08a5a1d.jpg  Вот и подошли мы к началу великого поста. Апогеем этой подготовки является прощённое воскресение. Без прощения невозможны никакие перемены в душе человека, без прощения невозможно полноценное общение с Богом. Самое удивительное в человеке – умение прощать. Умение прощать – это дар Божий, то свойство, которое присуще каждому человеку, которое заложено в нас с самого начала, подарено детям от Любящего Отца.
     Продолжение следует…
Автор Дарья Борчук
Posted by admin on Sunday 17 March 2013 - 20:59:41 printer friendly create pdf of this news item
Детский Рождественский праздник

   1.jpg  Давным-давно в Тридевятом царстве, Тридесятом государстве, а может быть и не там, жила-была Баба-Яга – Костяная Яга. Но это было так давно, что никто и не помнит такую Бабу-Ягу. А вот нынче Баба-Яга совсем не Костяная нога, а даже ласточка-касаточка, старушка-вострушка, живёт-припевает и души в себе не чает. 2.jpg 
     Вот мы с ребятами и решили рассказать всем о такой Бабе-Яге. О Бабе-Яге, что по-своему, искажённо видит этот мир, о «заблудшей» Бабе-Яге, у которой, как и у всех нас, есть шанс на исправление. И как бы люди не говорили, что Баба-Яга – это исключительно отрицательный герой, но мы ведь с вами знаем, что как бы не пал человек, как бы нам не казалось, что он безнадёжен, в его сердце всегда будет теплиться маленький огонёк, и если ему дать свободу, если откинуть всё лишнее, то он озарит светом всё вокруг. Но давайте вернёмся к Бабе-Яге. 3.jpgСами мы с ней познакомились сравнительно недавно. Как-то с ребятами решили посмотреть мультик, созданный по мотивам сказки Евгения Шварца «Два клёна». И вдруг мы увидели такую интересную параллель: две совершенно разных картины мира, два совершенно разных восприятия жизни. Мир Бабы-Яги и мир Василисы-работницы.4.jpg А объединяет эти две параллели фраза, звучащая из уст и той, и другой героини: «Ну, если не я, то кто им поможет!» Вроде бы речь об одном и том же: о помощи ближнему, но кто как её понимает. Баба-Яга видит мир как бы сквозь тусклое стекло: мир лежит во зле, и кто-то должен исполнять роль такого злодея-помощника. «Кого ограбь, кого побей, кого накажи ни за что ни про что! Всем я, злодеечка, нужна!» - говорит Баба-Яга. Пропали сыночки Василисы-работницы, в мире порой не избежать зла. Мама собирается в путь-дорогу, искать своих деток: «Ну, если не я, кто им поможет? Кто их найдёт?» Вот совсем другое видение.5.jpg
     Порой в жизни человека можно наблюдать картину, когда то окно восприятия, через которое он смотрит на этот мир, становится настолько мутным и тусклым, что и сам мир уже не видно сквозь него.55.jpg Он смотрит в это окно, и всё, что он видит, приобретает неправильные очертания, серые неприметные краски, а порой и уродливые формы. И всё бы ничего, окно можно вымыть. Да проблема в том, что человек, постоянно живущий в этой грязном доме, с этим грязным окном, уже вовсе не замечает этой грязи, и более того, он воспринимает мир именно таким, каким его видит сквозь это мутное стекло, так и строит свою жизнь в соответствии со своим восприятием. Радует лишь то, что это не безнадёжная ситуация. 6.jpgСтоит только распахнуть двери, выйти из своего дома, и посмотреть на него со стороны, увидеть это маленькое грязное окошко, через которое и свет пробиться не может, и увидеть в этом окошке себя.7.jpg Только тогда, когда человек увидит свой дом со стороны, увидит себя со стороны, он сможет понять, насколько грязно его окно, и он узнает, что с этим можно сделать.
     Захотелось нам показать эту идею в Рождественской постановке, показать совсем другую Бабу-Ягу.
     Репетиции порой проходили на «Ура», порой нам что-то не удавалось, но мы верили, что Бог нам поможет. Практически до последнего момента мы не знали, кто же будет играть эту сложную роль Бабы-Яги. Всё решилось на генеральной репетиции. Приехал человек, которого мы и ожидали видеть в качестве Бабы-Яги, но он сыграл совсем другую роль, роль этакого «режиссёра-постановщика-воодушевителя». А роль Бабы-Яги досталась Катарине, одному из руководителей театрального кружка воскресной школы. Работа над спектаклем ощущалась общим делом, ради которого каждый старался.8.jpg
     На следующий день выступление. Открывают его дети младшей группы милой сказкой. Следующая старшая группа. Волнительно. Стою, наблюдаю со стороны за происходящим. И тут я вижу настоящую игру, вижу, как ребята раскрываются, вижу, как они проживают каждый эпизод, как они вошли во вкус, все вместе создают полную картину. А тут ещё и импровизация у них пошла. Я в восторге! Дети и взрослые аплодируют, смеются. Это совершенно другой уровень.
     Мы все счастливы. И самое главное: когда то, во что ты вкладываешь столько усилий, приносит плоды. После нашего выступления в воскресную школу решили вернуться девочки, что раньше посещали её. Привели родители детей и в младшую группу. И это здорово.
     Дети так зажглись выступлением, что рвутся снова в бой. Пора готовиться к Пасхе. Уже есть планы, уже есть идеи.
     Хочется поблагодарить всех, кто участвовал в этом замечательном празднике.
     Автор Дарья Борчук. 9.jpg10.jpg
Posted by admin on Saturday 12 January 2013 - 12:23:46 printer friendly create pdf of this news item
Go to page  1 2 3 4 [5] 6 7
Архив новостей
Воплощение бесплотного admin @ (07 Jan : 23:03) (Новости храма)
На пути к свободе admin @ (24 Dec : 23:42) (Новости храма)
«Сумей сказать «нет»!» admin @ (17 Oct : 14:08) (Новости храма)
Поход в Лемешево admin @ (15 Oct : 22:36) (Новости храма)
Радость в кубе admin @ (14 Oct : 23:10) (Новости храма)
На лесной стороне admin @ (07 Oct : 23:33) (Новости храма)


Икона дня




© Разработка сайта от www.seosale.ru 2010-2012. Все права защищены.