Священномученик Александр, пресвитер Подольский

Welcome
Username:

Password:


Remember me

[ ]
Постимся постом приятным… Часть 3. "Свет Христов просвещает всех!"

«Притекши к Нему, воссиять и вечно пребывать с Ним, 
озарёнными во славу Трисолнечного  
и Единственнейшего Сияния…» 
Григорий Палама.    
 
    x_718556ab.jpg Знаете, какое самое тёмное время суток? Перед рассветом. И если чувствуете сейчас темноту, знайте, скоро рассвет. Такие состояния имеют большую ценность, они дают человеку увидеть, насколько необходим Свет в его жизни. Попробуйте прожить какое-то время в кромешной темноте, куда ни одному лучу света не пробиться. Ощущение пребывания в этой беспроглядной тьме соизмеримо с ощущением полной слепоты. Невидящий человек лишён радости восприятия красок окружающего мира. Он живёт своими представлениями об этом мире, которые запечатлелись у него в памяти, пока болезнь ещё не постигла его, а если слепота сопровождает человека с самого рождения, то представления его и вовсе не соответствуют действительности, они иллюзорны. Так и человек, попавший в кромешную тьму, способен ориентироваться в пространстве, опираясь лишь на свою память, а если вдруг он оказывается в незнакомой обстановке, то и память здесь не спасает. Человек в этих новых, неизведанных для него обстоятельствах пытается действовать по-старому, так, как он умеет, как он привык жить в течение длительного времени. Но, оказывается, что та схема, которая заложена в его подсознании, в этой ситуации не работает, человек оказывается в темноте, он не знает, что делать, он растерян. Но стоит впустить хоть маленький лучик в эту тёмную комнату, как вдруг что-то проясняется, вдруг человек ясно видит, что его схема не работает, что здесь необходимо что-то совершенно новое, неизведанное. Постепенно освещая комнату, пуская в неё всё больше света, человек освобождается от этой «слепоты», он начинает видеть и в соответствии с увиденным строить свою дальнейшую жизнь. И самое главное здесь то, что без Света это «прозрение» просто невозможно. Тьма – отсутствие Света. Тьма – отсутствие Бога. И, вдруг оказавшись в этой тьме, не стоит отчаиваться. Как бы наглухо не были закрыты ставни окон дома, Свет Божественный способен пробиться сквозь малейшие щели. Долго человек не способен жить в кромешной тьме, и чтобы что-то начало меняться, необходимо настежь распахнуть все окна и двери и впустить Свет, впустить к себе Бога. Тогда человек испытывает несказанную радость, радость перехода из тьмы во Свет. Этот период в жизни человека очень важен, поскольку ощущается такой контраст между состояниями души, что освобождение от «слепоты» очень остро чувствуется и ценится.y_84d67244.jpg
     «Непрестанно молитесь Богу, за все благодарите Господа, сия бо есть воля Божия в вас». Эти слова апостола Павла как нельзя кстати.
     Порой, чтобы в полноте почувствовать Свет, необходимо в полноте пережить и тьму. Но такая кромешная тьма, тьма, в которой нет места ни людям, ни, тем более, Богу, для человека практически невозможна. Бог действует в мире через других людей, и как бы нам не казалось, что  мы покинуты всеми, что мы совершенно одиноки, хоть один человек да найдётся рядом. Но даже если представить себе картину, что человек закрывает наглухо своё сердце и от того единственного, кто остался рядом, если он не чувствует его присутствия в своей жизни, всё равно богооставленность для него невозможна. Бог не оставляет нас, мы оставляем Его, сознательно или несознательно, не имеет значения. Бог, прийдя в этот мир, став Одним из нас, теперь всегда рядом с нами. А та "богооставленность", о которой человек порой может говорить - это полностью его выбор, его нежелание видеть Бога рядом с собой. Но это нисколько не означает, что всё потеряно. Что невозможно человеку, возможно Богу, для Которого человек является наивысшей ценностью, ради которого Он и приходит в этот мир, воплотившись и став доподлинно Человеком, при этом пребывая доподлинно Богом. А подлинную богооставленность смог пережить только Сам Бог, Иисус Христос, восклицая с креста: "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?". Это может показаться даже абсурдом: как Бог может пережить богооставленность? Но если нам это понять и представить практически невозможно, то никакой речи о богооставленности для человека и идти не может.
     На второй неделе Поста Церковь предлагает нам обратиться к личности Григория Паламы. В своих богословских трудах он как раз и излагает учение о Свете. Основанием для изложения богословской мысли послужила ересь о том, что Божественный Фаворский Свет является тварным, физическим явлением. Григорий Палама же утверждал, что Бог являет Себя миру и каждому человеку в Своих Божественных энергиях, и что эти энергии доступны восприятию человека, но они  не тварны, эти энергии - Сам Бог, обращённый к Своему творению.
     Крестопоклонная неделя. Отец Евгений говорит о важности понимания значения всего того, что происходит в Церкви, особенно во время Великого Поста. Все эти образы и символы являются непосредственным обращением к нам.x_c90e7089.jpg
     Что же означает само слово "символ"? Символ - это какой-то образ, который наделяется определённой смысловой нагрузкой, и которому придаётся особое, порой очень важное, значение. Но не стоит путать символ со знаком. В окружающем нас пространстве мы постоянно сталкиваемся с различными знаками. Это, например, знаки дорожного движения. Они обладают определённым значением, но не более. Это всего лишь сухая информация, например, о том, в каком месте расположен пешеходный переход. Такие знаки необходимы для всеобщего ориентирования человека в пространстве вне зависимости от языковой принадлежности. И каждый человек, видя один и тот же знак, понимает, о чём идёт речь. А вот с символами дело обстоит совершенно по-другому. Помимо информации символ наделяется более глубоким смыслом, и восприятие этого символа зависит от чувствительности каждого конкретного человека. А порой один и тот же символ каждый человек воспринимает по-разному, вкладывая в него свой смысл, соответствующий его личному опыту. Даже может произойти такое, что с течением времени какой-то символ приобретает вдруг для человека совершенно другое значение, или же открывается с новой стороны. Получается, символ - это живой образ, а оживляет его сам человек, наполняя его глубинным смыслом в соответствии со своими личными переживаниями. И это является самым важным отличием символа от знака. Можно привести такой пример: белый цвет - символ чистоты, символ чего-то совершенно нового, светлого. Белое платье, белая фата невесты - символ новой жизни, совершенно другой жизни, где не каждый по отдельности, а вместе составляют теперь единое целое. Белые одежды нового члена Церкви в Таинстве Крещения - тоже символ новой жизни, и даже больше, символ смерти для старой и рождения для новой жизни, жизни с Богом.
     Крест - основополагающий символ христианства, символ христианской любви, символ христианской свободы. Самое главное, что это живой символ, и восприятие его зависит от личного опыта каждого. Пережить этот опыт можно, но только предав себя распятию, распятию своего эго, по-другому подлинное восприятие креста невозможно. Когда в отношениях с людьми видишь не себя, и даже не себя распятого, а видишь стоящего перед тобой человека, тогда только можно говорить об отношениях в христианской любви.
     Источником такой любви является Сам Бог, Иисус Христос, который может наполнить сердце каждого из нас Светом, стоит только открыть двери и встретить Его.
     "Свет Христов просвещает всех!"y_f59dc291.jpg
     Продолжение следует... 
     Автор Дарья Борчук
Posted by admin on Sunday 31 March 2013 - 23:16:32 printer friendly create pdf of this news item
Постимся постом приятным... Часть 2. Господи сил, с нами буди…

Господи сил, с нами буди, Иного бо разве Тебе 
Помощника в скорбех не имамы.
Господи сил, помилуй нас…
   4572364_large.jpg  
     Серебряной нитью протянуть слово, пропустить сквозь открытые двери своего сердца и дать возможность Богу действовать в нём. Любви Его нет конца и края. Довериться Ему и вместе с Ним делать общее дело, дело освобождения. А свободным быть, чтобы любить.
     Бог подходит к дверям нашего сердца разными путями.  Он стучится, пытается нам что-то сказать. Его слово облекается в разные формы. Оно доносится к нам через произведения искусства: звучит в песнопениях, поражает красотой и глубиной видения мира в красках живописи. В молитве «Господи сил с нами буди…» явный призыв к творчеству, к использованию этого бесконечного потенциала, что Бог дарит нам, выражая тем самым свою любовь к нам, желая призвать нас к сотворчеству, чтобы каждое Его слово ложилось нам на сердце, становилось нашим и передавалось другим. «Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе…». И самое главное в этом то, что Бог общается с человеком через других людей.2033971.jpg
     Андрей Критский и его Великий Покаянный Канон. Это ведь произведение искусства, это живое общение, это сотворчество Бога и человека. Бог общается с Андреем Критским, даруя ему покаянное чувство. Андрей Критский, облекая своё покаянное чувство в слова, создавая яркие и понятные поэтические образы, общается с нами. И, наконец, мы, читая этот Канон, обращаемся в молитве к Богу. Это и есть полнота Церкви. И неважно, в какие времена жил и проповедовал Андрей Критский, его слово, обращённое к нам, до сих пор актуально, потому что полнота Церкви заключается в единении всех её членов, во главе которых Сам Бог Иисус Христос. У Бога нет мёртвых, у Бога все живы.
     Почему же Церковь предлагает нам на первой неделе поста обратиться именно к Покаянному Канону? Церковь нас настраивает на покаянное чувство, даёт нам прекрасный и понятный образ. А ведь без покаяния, без перемены ума невозможно подлинное общение с Богом. Если в жизни  человека присутствуют моменты, в которых нет Бога, если человек продолжает жить по-старому, ничего не меняя в своей жизни, то он просто оставляет двери своего сердца закрытыми для Христа, как же тогда Христос сможет в нём воскреснуть? Поэтому и важна для нас перемена ума, всё для того, чтобы встретить воскресшего Христа в своём сердце.6qwn5b7xjl0.jpg
     «Дверь Твою не затвори мне тогда, Господи, Господи: но отверзи ми сию, кающемуся Тебе». Обращаемся мы к Богу в молитве Покаянного Канона, прося Бога, в свою очередь, пустить нас к Нему, открыть нам Свою дверь. Но ведь двери Бога всегда для нас открыты, зачем же нам просить Его о том, чтобы Он пустил нас, стучащихся к Нему? Я думаю, что здесь мы просим Бога о том, чтобы Он показал нам дорогу, ведущую к этой двери, открывая которую, мы понимаем, что именно здесь наш дом, именно здесь наше счастье, просим Его помощи в том, чтобы не ошибиться дверью и не пройти мимо. Встреча с Богом – это обоюдное движение навстречу Друг к другу. Бог, воплотившись Человеком, умерев и воскреснув, открыл для нас двери к Себе. Теперь дело за нами.
     Отец Евгений в своей проповеди обратил наше внимание на то, что на протяжении всего канона создаётся впечатление, будто человек разговаривает сам с собой. Он обращается к своей душе: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши?». Получается, разговор разума с душой. Часто бывает, что разумом мы понимаем, что так жить дальше невозможно, а вот душа всё противится. В каноне перед душой проносится множество образов, которые исполнены глубочайшим смыслом. Здесь можно встретить и Ветхозаветные сюжеты, и образы Нового Завета, и все они нам важны. Разум, собирая воедино эти многочисленные образы, помогает душе представить более полную картину состояния покаяния.3805894_large.jpg
     Завершая первую неделю поста, мы празднуем Торжество Православия. Что это за праздник? Это праздник, который был установлен после того, как на последнем Вселенском соборе была побеждена ересь иконоборчества. Это сейчас мы можем осудить эту ересь, и заодно тех людей, что настаивали на полном отказе от почитания икон. А ведь в то время это самое "почитание" доходило до реального идолопоклонства, вплоть до того, что люди соскабливали краску с икон, добавляя её в Причастие. И поэтому, можно сказать, что возникновение ереси было небезосновательным. Но почему же тогда защитники почитания икон стойко обороняли эту неотъемлемую часть Церковной жизни. Да, всё дело в том, что отказываться от того, что, может, и приняло уродливую форму, не есть выход из сложившейся ситуации, это одна из крайностей. Непринятие почитания икон - есть непринятие Воплощения Бога. Да, Бога Ветхого Завета нельзя было изображать, потому что Его никто не видел, да и если бы увидел, не смог бы остаься вживых. Но Бог воплотился, Он принял наш человеческий облик, Он стал Одним из нас. Поэтому, отрицая изображение Богочеловека, мы отрицаем само Его воплощение. На восьмом Вселенском Соборе иконопочитание было установлено в качестве догмата.
     Понимание термина "иконопочитание" можно немного расширить, если обратиться к тому, для кого этот догмат имеет непосредстенное практическое значение, а именно: к человеку. В переводе с греческого языка слово "икона" - это образ. Человек - образ Божий. Человек - живая икона Бога. Так если мы трепетно относимся к образам, исполненным в красках, но при этом нет любви в сердце к тому, кто рядом здесь и сейчас, то о каком иконопочитании может идти речь? Мы с Богом тогда, когда мы с людьми, потому что Бог теперь с нами, Он среди нас.
     Продолжение следует…
     Автор Дарья Борчук
Posted by admin on Sunday 24 March 2013 - 21:01:00 printer friendly create pdf of this news item
Постимся постом приятным... Часть 1. Подготовка к подготовке.


5y_39a8fa67.jpgЗемную жизнь пройдя до половины, 
Я очутился в сумрачном лесу…   
 
Данте Алигьери 
«Божественная комедия».   
 
     Половина жизни? Кто же знает, сколько проживёт он на этом свете? В том то и дело, что это всего лишь условное обозначение какого-то переломного момента в жизни человека, который вдруг разделил его жизнь на «до» и «после». А что за переломный момент? Когда понимаешь, что жить по-старому ты больше не можешь, та жизнь для тебя больше не естественна, и ты жаждешь движения в сторону весны, в сторону чего-то нового и свободного. Но может получиться так, что ты вдруг оказываешься перед входом в сумрачный лес. И ты пытаешься туда заглянуть, пытаешься, стоя на месте, понять, стоит ли туда заходить? Там так страшно, там кромешная тьма, там неизвестность. Но ты знаешь, что тебе необходимо это сделать, необходимо перебраться сквозь эту густую, на первый взгляд непроходимую заросль, чтобы выйти на светлую, ясную поляну, полную цветов и красок.
1x_3eef3eae.jpgИ самое печальное, что за всеми этими страхами можно так и забыть, что послужило причиной этого перелома в жизни, когда наступила вдруг такая кардинальная перемена ума, Кого же вдруг человек увидел на своём пути Идущим рядом, рука об руку. Да, встреча с Богом лицом к Лицу так поразительна и неописуема! Но так порой сложно ощущать Его постоянное присутствие рядом с собой, довериться Ему во всём. И хоть был у тебя опыт, который уже есть, который ты ощущал, ощущал эту свободу вместе с Богом, ощущал любовь, всё равно бывает время, когда снова куда-то сваливаешься, куда-то падаешь, а всё потому, что, как и по закону физики, мы продолжаем некоторое время двигаться по инерции. И самое главное здесь, быть всегда во внимании, во внимании к себе, чтобы, двигаясь по дороге своей жизни, ослабив контроль над собой, ослабив внимание, не перепутать газ с тормозом. И снова гнать по этой старой разваленной дороге, зная теперь на собственном опыте, что дорога эта, не минуя, ведёт к обрыву, ведёт к погибели. А чтобы двигаться в другую сторону, в сторону весны, сторону жизни, необходимо поменять направление движения, обернуться и увидеть рядом с собой Бога. Тогда и в этот сумрачный лес своей глубокой неизведанной души совсем не страшно заходить, зная, что дорогу твою всегда будет освещать Тот, что знает каждую тропинку твоего сердца, знает дорогу к той светлой и ясной поляне. Зайдя в этот лес, ты увидишь, как лучи света постепенно пробираются всё дальше и дальше вглубь, постепенно освещая каждый закоулочек, так и Бог шаг за шагом открывает нам наше сердце, но только от нас зависит, начнём ли мы это движение, движение в сторону весны.    
    2y_0ea085bc.jpg Сейчас самое подходящее время; конечно, всякое время подходящее, но время поста к тому особенно располагает. Значение слова «пост» в любом употреблении подразумевает повышенное внимание и сосредоточенность. А в густом сумрачном лесу без них и вовсе не обойтись, потому что можно в любой момент упустить что-то очень важное, что может помочь открыть свою душу Богу. Без познания самого себя, такого, какой ты есть, невозможна перемена ума, невозможно покаяние.
     Вот Бог нам и предлагает подготовиться к посту. А пост – это подготовка к Пасхе. Зачем же готовиться к подготовке? В эти подготовительные недели Бог нам открывает образы, открывает пути, выбрав которые, мы оказываемся способны увидеть, признать и принять то, что в нас есть, только в этом случае возможно изменение, возможно покаяние, та самая перемена ума.3y_2b52f2f2.jpg
     Первая неделя – Неделя о мытаре и фарисее. Взглянув на картину, которую Бог нарисовал в этой притче, окинув её беглым взглядом, мы можем предположить, что Он показывает нам два образа покаяния: покаяние фарисея, горделивое, превозносящееся, и покаяние мытаря, уничиженное, бьющее себя в грудь. С первого взгляда нам может показаться, что Бог ставит нам в пример покаяние мытаря, который признаёт себя грешником перед Богом, просит Его о помиловании. Но давайте остановим свой взгляд и внимательнее присмотримся к этой картине. Фарисей, указывая в разговоре с Богом на то, что он соблюдает закон, что он живёт в строгости и посте, нисколько не лицемерит перед Ним, он говорит правду. Ведь фарисеи – люди, посвятившие свою жизнь Богу, изучению Священного Писания, изучению закона, вели строгий аскетический образ жизни, скрупулезно относились к исполнению закона. И второй человек – мытарь. Кто такие мытари? Это сборщики налогов, которые работали на Римское государство, налоги собирали со своих же. Да, этот человек признаёт свои грехи, раскаивается в них. Но Бог не хочет разделить людей на одних и на других, кого-то поставить в пример, а кого-то укорить. В этой притче нет примера. И если присмотреться ещё пристальнее, то можно в обоих этих людях увидеть себя. Бог помогает нам раскрыть свою душу, предупреждает нас, что эти состояния - вовсе не покаяние.
   4y_3ddd6eb5.jpg  Отец Евгений в своей проповеди как раз говорит о том, что легко можно впасть в две крайности: строго исполняя религиозные правила, соблюдая все посты, начать кичиться этим, превозносить себя над другими людьми, или же бить себя в грудь и кричать: «Грешный я, грешный». Но здесь не нужны слова, здесь нужны действия. А действия – это и есть плоды покаяния. И только по плодам можно определить, «по-настоящему» ли произошла перемена ума.
     Вторая подготовительная неделя – Неделя о блудном сыне. Все мы прекрасно знаем эту притчу. Но и здесь есть соблазн искать, кого же Бог ставит нам в пример, младшего сына или старшего. Но отец Евгений снова нас спешит предупредить, что здесь нет никакого примера. Он проводит интересную параллель, что помогает посмотреть на хорошо известную нам картину под другим углом зрения. Темы подготовительных недель связаны друг с другом, не зря идут в определённом порядке.6y_a503f560.jpg Эта связующая нить продолжает тянуться аж до самого Воскресения, проводя нас по особому пути, пути покаяния. Так вот, отец Евгений предлагает нам провести параллель между образом блудного сына и образом мытаря, между старшим сыном и фарисеем. Главным мотивом возвращения младшего сына к отцу было его обнищание, голод. Он идёт к нему, придумывает слова, кидается ему в ноги и кричит, что он грешен пред ним, и всё ради куска хлеба. А что же делает старший сын, он всю жизнь живёт по закону отца, всю жизнь ему служит, исполняет все его повеления, а что же в итоге? В итоге открывается истинное к нему отношение. Снова в этой притче нет никакого примера. Но порой, размышляя об этих сыновьях, мы совсем забываем о третьей стороне, об отце. Вот, кто является центром этой притчи. Отец, который несмотря ни на что продолжает любить своих сыновей, не имея никакой надежды, продолжает ждать своего младшего, и нисколько не меньше любит своего старшего. Конечно, это образ Самого Бога, образ безусловной Любви.  

 И, наконец, третья неделя – Неделя о Страшном суде. На самом деле, выражение  «Страшный суд» в Евангелиях нигде не встречается, Сам Иисус Христос ни разу не употребляет такого определения. Но по традиции третья неделя именно так и называется. Конечно, это тема отдельного разговора, но очень часто можно встретить представления о Страшном суде, как о каком-то ужасающем событии, которое ждёт нас в конце, когда все предстанут пред Богом, и Он будет распределять людей по разные стороны. Отец Евгений в своей проповеди высказывает очень важную мысль. Бог, пройдя свой земной путь, умерев и воскреснув, отказывается нас судить. И часто бывает, что человек занимает это освободившееся место, сам становится судьёй, порой беспощадным, а судит он своих ближних.
   7y_f08a5a1d.jpg  Вот и подошли мы к началу великого поста. Апогеем этой подготовки является прощённое воскресение. Без прощения невозможны никакие перемены в душе человека, без прощения невозможно полноценное общение с Богом. Самое удивительное в человеке – умение прощать. Умение прощать – это дар Божий, то свойство, которое присуще каждому человеку, которое заложено в нас с самого начала, подарено детям от Любящего Отца.
     Продолжение следует…
Автор Дарья Борчук
Posted by admin on Sunday 17 March 2013 - 20:59:41 printer friendly create pdf of this news item
Go to page  1 2 [3] 4 5
Архив новостей
Детский Рождественский праздник admin @ (12 Jan : 12:23) (Новости храма)
Воплощение бесплотного admin @ (07 Jan : 23:03) (Новости храма)
На пути к свободе admin @ (24 Dec : 23:42) (Новости храма)
«Сумей сказать «нет»!» admin @ (17 Oct : 14:08) (Новости храма)
Поход в Лемешево admin @ (15 Oct : 22:36) (Новости храма)
Радость в кубе admin @ (14 Oct : 23:10) (Новости храма)


Икона дня




© Разработка сайта от www.seosale.ru 2010-2012. Все права защищены.